Муниципальное бюджетное

             общеобразовательное учреждение

                  г. Астрахани

          "Основная общеобразовательная школа №31"

 

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся

Вопросы регулирования проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся определены статьями 58, 59 Закона.
В рамках промежуточной и итоговой аттестации независимо от формы получения образования и формы обучения учащиеся имеют право на объективную оценку и основой этой оценки служат федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Основой для гарантий объективности оценивания обучающегося могут служить разные процедуры, оценивание специально созданной комиссией, процедура апелляции и т.п.
Промежуточная и итоговая аттестация для обучающихся является бесплатной - не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение аттестации.
Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, а так же те дети, которые обучаются по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе имеют право пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация обучающихся целиком организуется и реализуется самой образовательной организацией. Регулируются вопросы промежуточной аттестации ст. 58 Закона.
Документ, который должен регламентировать этот процесс в школе -  учебный план, который является составной частью образовательной программы. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,. Соответствующий локальный нормативный акт принимается в порядке, установленном законом (возможно, с особенностями, закрепленными уставом образовательной организации).
Закон вводит понятие академической задолженности – это неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин. Согласно закону, обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности (в этот период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам).
Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего и основного общего, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение; переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану.
Согласно ч. 10 ст. 58 Закона, обучающиеся по образовательным программам начального общего и основного общего в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
Данное ограничение права родителей на выбор формы получения образования фактически призвано гарантировать качество семейного образования детей – в случае, если стало очевидно, что ребенок не в состоянии пройти аттестацию, получая семейное образование (не прошел промежуточную ликвидацию, и в течение года не ликвидировал академическую задолженность), он должен продолжить свое образование в образовательной организации.
При этом, если промежуточная аттестация не пройдена за последний класс образовательной программы (например, четвертый, девятый), возникают сложности, т.к. обучающийся не может быть допущен к ГИА, не может считаться получившим образование соответствующего уровня, следовательно, не может приступить к освоению образовательной программы следующего уровня.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией.
Согласно ст. 59 Закона, итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.
В связи с действующими федеральными государственными образовательными стандартами возникает некоторое несоответствие. В ходе государственной итоговой аттестации закон предлагает оценить, соответствуют ли результаты освоения программы обучающимся требованиям ФГОС. При этом ФГОС как таковой результатов не содержит, он содержит лишь требования к результатам, сами результаты содержатся уже в образовательной программе.
Действующий федеральный государственный образовательный стандарт выделяет следующие требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Он выделяет три группы результатов:

  • личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
  • метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
  • предметные, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Если весь этот комплекс является результатами обучения, то он и должен стать предметом основного государственного экзамена. Именно об этом говорит ст. 11 Закона в ч. 2: «Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения».
Указанная проблема является актуальной в свете разработки контрольно-измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации.
Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если законом не установлено иное.
Проекты положений о порядке и формах проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам как основного общего образования разработаны, размещены на официальном сайте Минобрнауки и прошли общественное обсуждение.
Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования создаются:

  1. уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ при проведении государственной итоговой аттестации на территориях субъектов РФ;
  2. федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации за пределами территории РФ.

Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
При проведении государственной итоговой аттестации, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа.
Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети «Интернет») устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор России). Кроме этого, Рособрнадзор обеспечивает также:

  • методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования;
  • организацию разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов;
  • организацию обеспечения этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий, а также организацию централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования;
  • определение минимального количества баллов основного государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы основного общего образования.

Проведение государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования по общему правилу осуществляется в форме основного государственного экзамена.

Общественное наблюдение

В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предоставляется право присутствовать при проведении государственной итоговой аттестации и направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении государственной итоговой аттестации, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
Аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования на территориях субъектов РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.
В целях информационного обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования, и приема в образовательные организации для получения среднего общего и среднего профессионального образования создаются:

  1. федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего общего и среднего профессионального образования (далее - федеральная информационная система);
  2. региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования (далее - региональные информационные системы).Организация формирования и ведения федеральной информационной системы и региональных информационных систем осуществляется соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Порядок формирования и ведения федеральной информационной системы и региональных информационных систем (в том числе перечень содержащихся в них сведений, перечень органов и организаций, уполномоченных вносить эти сведения в информационные системы, порядок внесения этих сведений, порядок хранения, обработки и использования этих сведений и обеспечения к ним доступа, срок хранения и порядок обеспечения защиты этих сведений, порядок обеспечения взаимодействия информационных систем) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы и организации осуществляют передачу, обработку и предоставление полученных в связи с проведением государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования, и приемом в образовательные организации для получения среднего общего образования и среднего профессионального образования персональных данных обучающихся, участников основного государственного экзамена, лиц, привлекаемых к его проведению, а также лиц, поступающих в образовательные организации среднего образования, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о персональных данных без получения согласия этих лиц на обработку их персональных данных.

Последствия отрицательного результата прохождения итоговой аттестации

Согласно ч. 5 ст. 66 Закона, обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
Согласно ч. 12 ст. 60 Закона, лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
При этом ведется активная работа по совершенствованию процедур государственной итоговой аттестации. В частности, приняты и должны быть учтены по данному вопросу следующие нормативные и методические документы.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 декабря 2013 г. № 1274. Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13 марта 2014 г. № 02-104. О направлении методических рекомендаций по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена.

Наверх
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.